Гости сайта

Интервью с заместителем начальника отдела дошкольного, общего и специального образования Министерства образования Пермского края Дмитрием Жадаевым.

В Пермском крае начался масштабный проект по созданию университета мирового уровня, который будет иметь международную репутацию, будет привлекать самых талантливых студентов и выдающихся ученых. В рамках данного проекта Министерство образования Пермского края заявляет о так называемых «двадцати шагах к цели» — ключевых точках в развитии молодых людей, которые могут с помощью управления мотивами вырастить из сегодняшних школьников будущую научную элиту края.

— Говорят, что самое сложное в процессе обучения — заставить человека учиться. Причем при поступлении в школу или ВУЗ большинство людей демонстрируют полную готовность учиться. Что же происходит с «горящими глазами» школьников и студентов в процессе обучения? Почему приходится преподавателям ломать голову над тем, как же заставить их выполнять свои непосредственные обязанности?

— Поступая в школу или ВУЗ, человек «приносит с собой» свою мотивацию (энтузиазм, надежды, желание добиться выдающихся результатов и т.д.). То есть мотивация заниматься тем, ради чего пришел, пропадает в процессе учебы, а не в процессе поступления в школу или ВУЗ. Мотивация отвечает на вопрос: почему так, а не иначе поступает человек. Разобраться с этим вопросом можно только в том случае, если определить все внутренние и внешние движущие силы, объясняющие поведение человека. В качестве внутренних движущих сил рассматривают мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы человека. К внешним относят стимулы, исходящие из сложившейся ситуации.

— То есть необходимо найти способы, с помощью которых можно управлять мотивами молодых людей?

— Совершенно верно, в теории управления мотивами есть выводы, которые позволят нам выбрать методы управления мотивацией. Во-первых, мотивация представляет собой комплекс мотивов. Важно определить несколько мотивирующих факторов и учитывать, что мотивы связаны между собой. Воздействие на один мотив без учета другого неэффективно. Во-вторых, мотивы, интересы, ценности подвержены изменениям. Изменения могут происходить как по мере развития личности, так и под влиянием внешних условий. На этом основаны механизмы коррекции мотивации. В-третьих, мотивацию принято делить на материальную и нематериальную (в некоторых источниках материальная мотивация называется стимулированием). Интересно, что материальная мотивация, или попросту деньги, — не самый эффективный способ. Управление такими мотивами как карьерный рост, статус, интерес к работе, ясность цели может влиять на энтузиазм не меньше, чем зарплата и бонусы.

Названные выводы позволили Министерству образования Пермского края определить главное в региональной политике управления образования — это создание условий для развития человека, способного достойно жить в нашем обществе. Такие условия выражаются Министерством образования в виде набора ключевых точек, названных условно «двадцать шагов к цели»: управлением мотивами молодых людей в период их развития от 10 до 30 лет, от школьника до признанного доктора наук.

— Пожалуй, одним из основных мотивов молодых людей учиться на «хорошо» и «отлично», как ни крути, является материальная составляющая. Учитывается это минобразованием?

— Конечно, учитывается. В целях повышения мотивации учащихся к качественному обучению в крае с 2010 года введены стипендии старшеклассникам, обучающимся на «хорошо или «отлично». Такое нововведение выравнивает условия обучения учащихся в разных типах учреждений и позволяет выбирать то или иное учреждение не по принципу больших социальных гарантий, а основываясь на желании получать определенное образование. Более того, с целью создания условий для того, чтобы талантливая молодежь желала учиться в регионе, с 1 сентября студентам с высокими баллами ЕГЭ (225 по результатам сдачи 3-х экзаменов) выплачиваются региональные стипендии в 5000 рублей. Таким образом, предполагается сконцентрировать в Пермском крае талантливых студентов. Общее число студентов, поступивших в пермские университеты с баллами по ЕГЭ 225 и выше, увеличилось. В 2009 году таких студентов было 534, в 2010 году их стало 609. Но материальная составляющая, как я уже говорил, не является основной в процессе обучения. Важно, что будут перестраиваться программы обучения студентов, будут создаваться уникальные условия для образования — бизнес-инкубаторы, технопарки, условия для студенческих стартапов.

— Дмитрий, с каких мероприятий планируется начать изменение условий обучения студентов?

— Определяя перспективы, связанные, в первую очередь, с включением пермских университетов в мировое образовательное пространство, необходимо подготовить стартовые площадки для успешной их интеграции. Прежде всего, сейчас формируются группы исследователей — ученых, аспирантов, магистрантов для ведения совместных научных исследований с зарубежными учеными (так называемые малые инновационные группы (МИГи). На этом этапе также немаловажным является знание английского языка на уровне мировых стандартов (TOEFL, SAT I, SAT II). В 2011 году 80 студентов смогут обучаться по программам международного бакалавриата лучших вузов мира за счет средств края по направлениям, являющимся приоритетными для науки и промышленности Пермского края. Если у молодого человека есть инновационная идея или перспективный стартап, то он может заявиться на конкурс грантов и получить финансовую поддержку на реализацию своих идей. Стоимость одного гранта достигает 1 миллиона рублей на один год. Такой грант можно получать в течение трех лет. Приоритетным направлением грантов является, в том числе, оплата обучения и стажировки ведущих зарубежных вузах.

— Молодой человек закончил ВУЗ, а что дальше? Будет ли в дальнейшем поддержка его научных интересов со стороны Министерства образования?

— Согласен, что окончание вуза или магистратуры не должно завершать развитие молодых ученых. Важно продолжать системное стимулирование развития научной среды пермских вузов. Сегодня в Пермском крае создаются условия для молодых кандидатов наук: оплата публикаций в статусных научных журналах и оплата участия в конференциях различного уровня, оплата патентов на результаты своей научно-исследовательской деятельности.

Еще одним новшеством краевого Министерства образования является законопроект «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающим в образовательных учреждениях Пермского края». Данная мера направлена на стимулирование педагогов, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, и привлечение в учреждения преподавателей вузов, что позволит повысить уровень заинтересованности и качество обучения учащихся, и в конечном итоге, подготовить грамотного и успешного выпускника. К тому же стимулирование ученых к работе в школе позволит приблизить школьную практику к вузовской. По законопроекту предполагается установить ежемесячные денежные выплаты лицам, имеющим ученую степень кандидата или доктора наук.

Кстати, с 2009 года началось системное стимулирование развития научной среды пермских вузов. Стимулирующие выплаты докторам наук, которые производятся с 2009 года, стали механизмом привлечения квалифицированных научно-педагогических кадров в Пермский край и мотивации к защите диссертационных исследований молодых ученых. В 2009 году 311 докторов наук получали ежемесячные денежные выплаты из бюджета Пермского края при условии, что активно публиковали статьи в рецензируемых журналах и готовили аспирантов, докторантов, соискателей к защите диссертаций. В 2010 году количество докторов, получающих выплаты, увеличилось до 326, т.е. стало больше эффективно работающих докторов наук. За год реализации проекта на работу в вузы из сферы бизнеса, промышленности, других регионов России удалось привлечь 37 докторов наук.

— Дмитрий, как преобразования в университетской среде скажутся на школьном образовании?

— Нам придется изменить «направление главного удара» в управлении школами, переместив акцент на изучение предметов естественно научного цикла, усилив при этом мотивацию школьников к изучению английского языка, знание которого будут подтверждаться не только в рамках ЕГЭ, но и международными стандартизированными тестами. Талантливые дети смогут повысить уровень своих компетенций в языковых лагерях, в специально оборудованных научных центрах и лабораториях. При этом одной из ключевых компетенций выпускника основной школы должно стать знание английского языка как языка международного общения.

— Чтобы воплотить все задуманное, необходимо создавать стимулы для работы педагогов. Как обстоят дела с этим направлением?

— Системным шагом в этом направлении стал эксперимент, направленный на стимулирование труда учителя по результатам внешней оценки результатов деятельности школы. Сейчас такая объективная оценка существует только в одной форме — единого государственного экзамена (ЕГЭ). С 2010 года внешняя оценка производится и на начальной ступени образования, когда ребенку исполняется 10 лет, — на основе проведения независимого единого регионального теста (ЕРТ). Кроме того, учитываются результаты ГИА (государственная итоговая аттестация в 9-х классах), а также результаты участия в краевых и российских предметных олимпиадах. По итогам оценки сто лучших в краевом рейтинге школ получат дополнительные к нормативу средства за каждого успешного учащегося, с целью поощрения учителей, чьи учащиеся показали высокий результат. Впервые мы добились того, что у педагогов появился реальный, ощутимый стимул для повышения эффективности своей работы.

Мы начали платить не за статус (гимназии, лицеи и т.п.), а за результаты, и полагаем, что внедрение такой системы стимулирования резко усилит конкуренцию школ: они будут бороться за свои позиции, за качество образования учеников. Надеемся, что осуществление проекта поможет нам приблизиться к главной цели: воспитать как можно больше сильных, конкурентоспособных, готовых к получению высшего образования и производству новых знаний выпускников школ.

— Дмитрий, какой результат видит Министерство образование, вводя новшества в сложившуюся систему обучения?

— Комплексная поддержка высшего профессионального образования и школ на территории Пермского края позволит не только вывести Пермский край в число регионов с развитым интеллектуальным потенциалом, но и привлечь в Пермский край молодежь. Пермский край должен стать привлекательной территорией для успешных людей различных возрастов и профессий.